Гражданская ответственность в Интернете
Использование интернет-сайта может явиться причиной нарушения прав граждан и юридических лиц. Вайшнурс А.А. по этому поводу отмечал, что Интернет сегодня “является ярко выраженным примером произвола в области права человека на доброе имя.
Тому есть несколько причин: новизна данного средства распространения массовой информации, скудность специального законодательства в этой области, отсутствие широкой судебной и административной практики, отсутствие значительного числа квалифицированных в области интернет-технологий юристов как в судейском, так и адвокатском корпусе”.
Действия граждан и юридических лиц по размещению информации на интернет-сайте могут также нарушать нормы законодательства об авторских и смежных правах.
Большая часть правонарушений в сети Интернет связана с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности. Прежде всего это распространение произведений без разрешения (лицензии) правообладателей.
“Взаимодействие двух систем – авторского права и Интернета – не ограничивается простым “пересечением” их свойств. Интернет оказался технологией, которая способна сыграть для авторского права роль, не менее значимую, чем изобретенная И. Гутенбергом машина для книгопечатания. В свою очередь, авторское право во многом обусловливает пути и степень развития сети Интернет”.
Примером незаконного использования объектов интеллектуальной собственности при размещении информации на интернет-сайте могут служить получившие широкое распространение в сети Интернет так называемые музыкальные архивы (МР3-архивы), электронные библиотеки, галереи фотографий, видео-архивы.
Как правило, размещение информации в данных архивах происходит без ведома автора и правообладателя, без выплаты им вознаграждений за использование их произведений, авторские договора не заключаются.
Размещение (воспроизведение) произведения на интернет-сайте возможно только на основании договора с правообладателем/автором либо его соответствующего разрешения. Если у владельцев интернет-сайта нет такого разрешения (договора), значит, нарушаются авторские права, защищаемые законом (объем нарушения определяется в каждом конкретном случае).
Решением данной проблемы может служить институт коллективного управления имущественными правами, предусмотренный разделом IV Закона “Об авторском праве и смежных правах”. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и другие случаи), могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.
Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных от них полномочий на основе устава, утверждаемого в порядке, установленном законодательством.
Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.
Российское общество по коллективному управлению правами авторов и иных обладателей в сферах мультимедиа, цифровых сетей и визуальных искусств (РОМС) занимается реализацией авторских прав в цифровых сетях, в том числе:
- в Интернете;
- при создании и использовании продуктов мультимедиа.
Так, размещение музыкальных произведений на интернет-сайте mp3.sarbc.ru осуществляется на основании Лицензионного соглашения с РОМС, которое предоставляет право при условии выплаты вознаграждения для авторов, правообладателей и субъектов смежных прав использовать музыкальные произведения при осуществлении с помощью цифровых сетей (в том числе Интернета) загрузки файлов, содержащих такие произведения, а также при предоставлении иным лицам возможности осуществлять такую загрузку.
Характерным правонарушением при размещении информации на интернет-сайтах является нарушение норм законодательства о рекламе.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ “О рекламе” реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
- Ответственность провайдеров в Интернете
- Административная ответственность в Интернете
- Уголовная ответственность в Интернете
- Приостановление выпуска СМИ как особый вид ответственности
- Ответственность за ущемление свободы массовой информации
- Ответственность за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации
- Ответственность за распространение запрещенной рекламы
- Гражданско-правовая ответственность за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений
- Уголовная ответственность за неправомерное использование информации
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу