Контроль в физкультурном образовании школьников

Современные подходы к оценке успеваемости учащихся

Дифференцированный подход предполагает учет индивидуальных различий между учащимися:

  • в биологическом возрасте. В подростковом возрасте не редки случаи, когда школьники одного паспортного возраста различаются в биологическом отношении с разницей до 2-3 лет;
  • в типе телосложения. Как известно, тип телосложения в значительной степени генетически задан. В то же время каждый из типов телосложения более предрасположен к определенному «своему» проявлению тех или иных физических способностей. Например, дети астенического типа телосложения (узкокостные) предрасположены к проявлению общей выносливости;
  • в психофизиологических способностях, прежде всего в особенностях высшей нервной деятельности. Например, дети с подвижной нервной системой более предрасположены к проявлениям скоростных способностей.

Помимо учета различий в физических и психофизиологических способностях учащихся, к современным подходам оценки их физкультурной образованности следует отнести также учет не только абсолютных показателей развития тех или иных способностей школьников, но и динамику развития данных способностей. То есть необходимо учитывать не только результат, показанный в том или ином тесте в конце года или четверти, но и прирост показателя в течение периода обучения.

Наконец, одним из современных подходов к оценке физкультурной образованности учащихся является стремление к обоснованию и разработке интегрального показателя их успеваемости, который включает в себя оценку физической подготовленности, уровень овладения двигательными навыками, уровень развития координационных способностей, функциональных возможностей, оценку физического состояния в целом и здоровья, а также уровень теоретических знаний.

В. В. Пономаревым (1993) разработан комплексный показатель физического состояния учащихся 9-11 лет, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Он складывается, в свою очередь, из частных комплексных оценок по следующим группам показателей:

  • физического развития: длина тела (см), масса тела (кг), экскурсия грудной клетки (см) и динамометрия кистей (кг);
  • функциональной готовности: частота сердечных сокращений в покое (уд./мин.), ортостатическая проба (уд./мин.), комбинированный показатель выносливости дыхательной системы к недостатку кислорода (КПВДС) и функциональная проба с 20-ю приседаниями (прирост показателей ЧСС и АД);
  • физической подготовленности: бег 300 м (с.), бег 3×10 м с кубиками (с.), бег 1000 м (мин./с.), тройной прыжок (см), на клон вперед (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) и метание набивного мяча — массой в 1 кг (см);
  • простудных заболеваний (ОРВИ) — количество простудных заболеваний в учебном году.

По каждой из рассмотренных выше групп показателей выводится комплексная оценка в условных единицах (баллах). Суммирование же всех 4-х комплексных оценок и определение среднего арифметического позволяет в условных единицах (баллах) оценить уровень физического состояния (УФС) учащихся.

Виды и методы контроля в физкультурном образовании школьников

В физкультурном образовании школьников традиционно выделяют следующие формы или виды контроля:

  • предварительный, основное предназначение которого — определить уровень готовности школьников к усвоению нового учебного материала; проводится он, как правило, на вводных уроках перед изучением конкретной темы или раздела учебной программы;
  • текущий контроль проводится на каждом занятии с целью определения эффективности процесса обучения и, в случае обнаружения недостатков, внесения оперативной коррекции в учебный
    процесс;
  • итоговый, благодаря которому выявляется эффективность освоения определенной темы, раздела программы, а также результат обучения за четверть, полугодие, год.

В содержание контроля в физкультурном образовании школьников входят следующие части:

  • контроль учения, или, иными словами, оценка успеваемости школьников, включающая анализ физической, функциональной, координационной, теоретической и других видов подготовленности;
  • контроль преподавания, т. е. контроль за непосредственной педагогической деятельностью учителя физической культуры: его методической, двигательной, речевой и другими видами профессиональной подготовленности;
  • контроль обучения как интегральный показатель постановки учебного процесса по физической культуре: в школе в целом, на отдельном занятии и т. д.

К методам контроля относятся:

  • методы опроса — устные формы опроса типа беседы, интервью (в т. ч. и виде коротких вопросов), письменные в виде анкетирования;
  • анализ документов — классный журнал, протоколы спортивных соревнований, рабочие тетради учителя физической культуры, дневники самоконтроля учеников по физической культуре;
  • методы наблюдения — с учетом и регистрацией определенных параметров наблюдения за деятельностью занимающихся (хронометрирование), визуальное (т. е. собственно зрительное) наблюдение по заранее определенным параметрам деятельности;
  • методы измерения морфофункциональных показателей — методы определения массы тела, роста, весо-ростового соотношения, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, ЧСС в покое и после функциональной нагрузки, артериального давления, ЖЕЛ, частоты дыхания, физической работоспособности и т.д.;
  • методы контроля физической подготовленности (развития физических качеств) школьников — контрольные тесты развития физических качеств: скоростные — бег на короткие дистанции 30, 60 и 100 м; силовые способности — подтягивания на перекладине; скоростносиловые способности — прыжок в длину с места; общая выносливость — шестиминутный бег; гибкость — наклон туловища вперед.

Оценка успеваемости учащихся в учебном процессе выполняет следующие функции:

  • контролирующую, позволяющую получить необходимые данные о состоянии учащихся в тот или иной отрезок учебного процесса: их отношении к предмету, уровне физической и двигательной подготовленности и т. д.;
  • обучающую, поскольку реализация первой функции позволяет корректировать учебный процесс по физической культуре, развивая или поддерживая на необходимом уровне сильные стороны учащихся и подтягивая его слабые стороны;
  • стимулирующую, формируя активное отношение учеников к занятиям физическими и другими оздоровительными упражнениями.

Традиционно в практике школьного физкультурного образования учащихся значительное внимание уделяется контролю их физической подготовленности, или уровня развития их физических качеств: мышечной силы, выносливости, быстроты движений и т. д.

С этой целью, используя те или иные методы контроля, определяют реальный уровень развития физического качества у школьников, а затем сравнивают полученный результат с нормативными (должными) показателями развития данного физического качества для учащегося соответствующего возраста и пола. Результат данного сравнения позволяет судить о том, насколько успешно данный учащийся осваивает учебный материал.

Для оценки координационной подготовленности учащихся используются методы наблюдения, экспертных оценок, инструментальных методов (динамометры, рефлексометры, кинематометры и др.) и тесты (контрольные испытания).

Способность к равновесию — пробы Ромберга.

Чувства пространства — «7-метровый тест».

Чувства гармонии — «золотая середина».

Дифференцировочная способность — «прыжки на разметку».

Комплексного проявления КС — «три кувырка вперед».

Помимо оценки физической подготовленности, контроль за физкультурной деятельностью школьников включает оценку морфофункциональной подготовленности. Большинство показателей данной оценки определяют медицинские работники, тем не менее, учитель в своей работе должен опираться на эти показатели и сам уметь определять их.

В числе морфофункциональных показателей можно выделить следующие:

Антропометрические данные (рост, масса тела, обхват грудной клетки, динамометрия, спирометрия, тип телосложения).

Функциональные показатели (ССС, ДС) определяют с помощью проб:

  • время задержки дыхания (Штанге и Генчи);
  • ортостатическая проба;
  • нагрузочная проба;
  • «двойное произведение в покое (ЧСС*АД сист.)/100;
  • общая работоспособность (степ-тест, велоэргометрия).

Оценка двигательной (технической) подготовленности. Для оценки уровня овладения учащимися двигательными действиями можно использовать группу объективных методов контроля. Например, для оценки двигательной подготовленности школьников в прыжках в высоту определяют разницу в результатах между прыжком в высоту тем или иным способом и обычным выпрыгиванием вверх с места.

Но чаще всего в практике физкультурного образования используется субъективная оценка их двигательной подготовленности с использованием анализа качественных признаков выполненного движения:

  • «отлично» — двигательное действие выполнено правильно, точно, уверенно и легко;
  • «хорошо» — движение выполнено в целом правильно, но допущено до двух незначительных ошибок, ведущих к неточному исполнению упражнения (наблюдается некоторая скованность движений);
  • «удовлетворительно» — наличие одной грубой ошибки, ведущей к искажению основы техники движения, или трех незначительных ошибок, способствующих неточному выполнению данного движения;
  • «неудовлетворительно» — двигательное действие выполнено с существенными искажениями техники движения, неправильно и неуверенно.

Оценка теоретической подготовленности учащихся производится по следующим критериям:

  • «отлично» — понимание, прежде всего, сущности изучаемого материала, логичное его изложение с использованием конкретных примеров из физкультурной практики;
  • «хорошо» — в ответе содержатся небольшие неточности и ошибки при понимании в целом сущности изучаемого материала;
  • «удовлетворительно» — искажение сущности изучаемого предмета, отсутствие логической последовательности, неумение использовать знания в практике;
  • «неудовлетворительно» — непонимание сущности изучаемого материала, отсюда плохое знание теоретического материала в целом.

Контроль за деятельностью преподавателя

Прежде всего, следует различать оценку собственно педагогических способностей и умений учителя и оценку таких результатов физкультурной деятельности, которые получены совместным трудом учащихся и учителя, например, число «отличников» в классе по предмету «Физическая культура».

Критерии оценки собственно педагогических способностей учителя физической культуры:

  • уровень знаний по своему предмету, т. е. по предмету «Физическая культура». Оценить их можно с помощью опроса учителя в виде зачета, экзамена и т. д. группой экспертов, аттестационной комиссией. Шкала оценки может быть простой («сдал» и «не сдал») или сложной (например, пятибалльной);
  • степень сформированности проектировочных умений, т. е. способности учителя в планировании учебного процесса: умение учителя с учетом конкретных особенностей учащихся поставить реальные цели и задачи, «подобрать» под них соответствующее содержание учебного материала, средства, методы и формы организации занятия; умение распределить учебный материал в процессе обучения на тот или иной промежуток времени, т. е. умение составлять документы текущего и перспективного планирования;
  • степень сформированности организационных умений: владение методами организации деятельности занимающихся на уроке физической культуры; наличие помощников (групповодов) на занятии; формирование физкультурного актива класса и школы в целом; наличие, перечень и размещение спортивного инвентаря и оборудования в спортивных залах и на площадках, соблюдение правил безопасности, страховки, само- и взаимостраховки на занятии; организация работы с родителями учащихся (лекции, беседы, консультации и т. п.); использование домашних заданий; дифференциация обучения;
  • уровень развития коммуникативных способностей: степень сформированности речевой культуры учителя как общей, так и специальной; преимущественный стиль педагогического общения; степень выраженности педагогического такта;
  • степень профессионально-двигательной подготовленности: уровень развития ведущих физических качеств у учителя, степень сформированности профессионально необходимых двигательных умений и навыков, а также умений натуральной демонстрации упражнений (показа);
  • повышение квалификации на соответствующих курсах и семинарах, организация самообразования.

На основании качественного анализа деятельности учителя физической культуры с учетом вышеуказанных критериев выводится общая оценка эффективности данной деятельности.

Контроль за общей, интегральной физкультурной деятельностью образовательного учреждения

Можно выделить две группы таких показателей, характеризующих:

  • эффективность проведения отдельного занятия;
  • постановку физкультурной и спортивной деятельности в школе в целом.

Полная схема педагогического анализа проведенного урока физической культуры включает в себя следующие части и элементы:

Подготовленность учителя к уроку:

  • состояние конспекта проводимого учителем урока — степень конкретизации и четкости постановки общих и частных задач; подбор средств (учебного материала), методов обучения движениям, развития физических качеств и контроля; оформление конспекта;
  • предварительная подготовка условий проведения урока — мест занятий, оборудования, инвентаря, инструктирование помощников.

Проведение учителем урока:

  • организационное обеспечение урока — размещение учащихся, использование мест занятий и распределение учебного инвентаря, рациональность использования методов организации деятельности занимающихся;
  • учебно-воспитательная деятельность учителя — создание рабочей установки, регулирование отношений между собой и учениками и между последними, реализация дидактических принципов, методическое руководство учебно-воспитательным процессом, проявление инициативы;
  • деятельность учащихся, их отношение к заданиям учителя и к нему самому, эффективность выполнения заданий и в целом их деятельности.

Заключение по уроку: степень решения поставленных в начале урока задач; положительные стороны проведенного урока; негативные моменты учебно-воспитательного процесса, причины, приведшие к этому, и возможные пути исправления допущенных ошибок; общая оценка проведенного урока.

Вышеприведенные показатели оценки данного урока являются качественными (субъективными). Количественными (объективными) показателями традиционно считаются определения общей и моторной плотности урока (метод хронометрирования).

В качестве объективного показателя воздействия физической нагрузки на организм учащихся используется чаще всего определение частоты сердечных сокращений на протяжении всего урока,
или пульсометрия. На основании полученных показателей пульса возможно графическое изображение его динамики на протяжении урока, или пульсограммы.

К показателям постановки физкультурной и спортивной деятельности в школе в целом относятся:

  • состояние здоровья — многофакторное явление, поэтому связывать эффективность постановки физкультурной деятельности в школе с состоянием здоровья учащихся необходимо с определенной
    условностью;
  • количество учащихся, допущенных к занятиям физической культуры, в %;
  • количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в %
  • количество учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и охваченных занятиями физической культуры, в %;
  • качество освоения учебной программы по физической культуре: показатель отличных, хороших, удовлетворительных и неудовлетворительных оценок (показатели общей и качественной успеваемости), в %;
  • сравнение показателей физической подготовленности учащихся в начале и конце учебного года;
  • количество учащихся, регулярно выполняющих физкультурные мероприятия в режиме учебного дня (с учетом объективных условий школы);
  • количество школьников, занимающихся в спортивных секциях, группах ОФП при школе, в %;
  • участие школьников во внутришкольных соревнованиях, конкурсах и т. п., в %;
  • подготовка инструкторов-общественников, судей и привлечение их к работе по физической культуре и спорту;
  • проведение лекций, бесед, открытых уроков для педагогов, родителей и учащихся;
  • наличие и состояние средств наглядной агитации. Обобщение данных показателей позволит вывести единую, общую оценку постановки физкультурной и спортивной деятельности в школе в целом.

Важным направлением в организации физического воспитания учащихся является врачебный контроль, который предусматривает: Медицинское обследование состояния здоровья учащихся с целью распределения их по медицинским группам. Данное обследование проводится не реже одного раза в год.

На основании заключений осмотра школьников распределяют на три медицинские группы:

  • основную (включает детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья и имеющих достаточную физическую подготовленность);
  • подготовительную (включает детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность);
  • специальную (включает детей, имеющих выраженные нарушения в физическом развитии и значительные нарушения в состоянии здоровья).

Включение учащихся в ту или иную медицинскую группу может носить временный или постоянный характер. Перевод учащихся из подготовительной и специальной группы осуществляется совместно врачом и учителем, при условии положительных результатов медицинского осмотра.

Врачебные наблюдения за функциональным развитием школьников осуществляется при проведении медицинского осмотра учащихся и непосредственно во время проведения урока физической культуры.

При проведении медицинского осмотра регистрируются антропометрические данные (рост, вес, динамометрия и т. д.), показатели работы функциональных систем организма (ЖЕЛ, артериальное давление и др.), данные функциональных проб (нагрузочная, Руфье и др.). На уроке физической культуры врач выборочно регистрирует ЧСС учащихся, оценивает самочувствие учеников по внешним признакам и в конце занятия дает рекомендации по эффективности педагогического воздействия, характеру их влияния на организм занимающихся.

Санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий физическими упражнениями, а также различных спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Профилактику травматизма школьников во время занятий физическими упражнениями.

5. Санитарно-просветительскую работу среди учащихся, которая заключается в формировании у них знаний и умений личной гигиены, оказанию первой медицинской помощи при травмах и ушибах.

Резюме

К основным документам текущего планирования физкультурного образования школьников относят следующие:

  • общешкольный план по физкультурному образованию учащихся;
  • план учебного процесса по физической культуре на год, или годовой план-график прохождения учебного материала.

Из всех разделов физкультурной и спортивной работы, проводимой в школе, основной является учебная работа, по данному разделу работы составляется отдельный план учебного процесса по физической культуре на учебный год для каждой параллели классов, или годовой план-график прохождения учебного материала.

Основным документом оперативного планирования является план-конспект урока. Подробный план занятия необходим для оперативного управления учебно-воспитательным процессом.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (1-4 классы). Учеными выявлено существование так называемых сенситивных периодов, в которые можно добиться наибольших приростов или положительных сдвигов. Учителя физической культуры, изучив сенситивные периоды, ориентируясь на них, могут подобрать содержание занятий, которые будут способствовать более успешному развитию двигательных качеств.

В физкультурном образовании школьников традиционно выделяют следующие формы или виды контроля:

  • предварительный,
  • текущий,
  • итоговый.

Важным направлением в организации физического воспитания учащихся является врачебный контроль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)