Мультипарадигмальный характер современной политической социологии

Парадигма политического поля стала еще одним достижением в развитии политической социологии. Как писал, А. де Токвиль в середине ХIХ века «совершенно новому миру необходимы новые политические знания». Социальные изменения второй половины ХХ столетия потребовала от социологии создания новых подходов в их интерпретации.

Нарастание рыночных тенденций в политике стало общемировым явлением. В западной теоретической социологии уже давно сложилась целая традиция анализа политики в логике спроса и предложения.

В свое время еще представители Франкфуртской школы в начале 60-х годов ХХ столетия обратили внимание на феномен развития в западном обществе культурной индустрии в качестве результата демократизации культуры и коммуникации.

В работах Ю. Хабермаса была представлена концепция, описывающая активность участников избирательного процесса как разновидности деятельности по продаже товаров и услуг. Позже в работах французского социолога П. Бурдье была представлена оригинальная концепция поля политики, в основе которой положен маркетинговый принцип.

Теория поля П. Бурдье в определенной смысле продолжает традиции П. Сорокина, касающиеся, в частности, проведения различий между физическим и социальным пространством.

П. Бурдье представляет социальное пространство в качестве многомерного и открытого ансамбля относительно автономных полей (экономического, культурного, политического, социального) борьбы социальных агентов за доминирующие позиции.

П. Бурдье считал существенным недостатком марксистской теории сведение социального мира к одному лишь экономическому полю, и игнорирование позиций, которые занимают социальные агенты в различных полях. Вместе с тем он признавал, что в ансамбле полей есть своя иерархия и в ней экономическое поле занимает особую позицию. Оно стремиться навязать свою структуру другим полям.

Агенты и группы агентов определяются по их относительным позициям в социальном пространстве. Социальные позиции агентов зависит как от общей величины капитала, которыми они обладает, так и от сочетания капиталов в различных полях. Капитал дает шанс агентам в данный момент времени установить власть над полем, и за одно и за механизмами воспроизводства благ и порядком их распределения.

Поле политики является одно из основных полей борьбы за власть, имеющим свои характерные особенности. Бурдье представляет его как рынок, в котором осуществляется производство, спрос и предложение особого товара – политических партий, программ, мнений, доминирующих и доминируемых позиций.

«Политическое поле, пишет французский социолог, понимаемое одновременно как поле сил и поле борьбы, направленной на изменение соотношения этих сил, которое определяет структуру поля в каждый данный момент, не есть государство в государстве: влияние на поле внешней необходимости дает о себе знать посредством той связи, которую доверители, в силу своей дифференцированной отдаленности от средств политического производства, поддерживают со своими доверенными лицами, а также посредством связи, которую эти последние в силу их диспозиций поддерживают со своими организациями.

По причине неравного распределения средств производства того или иного в явном виде сформулированного представления о социальном мире, политическая жизнь может быть описана в логике спроса и предложения: политическое поле – это место, где в конкурентной борьбе между агентами, которые оказываются в нее втянутыми, рождается политическая продукция, проблемы, программы, анализы, комментарии, концепции, события, из которых и должны выбирать обычные граждане, низведенные до положения «потребителей» и тем более рискующие попасть впросак, чем более удалены они от места производства».

Интересно
Согласно П. Бурдье, исследование поля политики с необходимостью должно включать рассмотрение условий доступа к политической практике и ее осуществлению. Поле политики оформляется различиями активных характеристик агентов, которые придают их обладателям власть в поле (способность действовать эффективно) и являются, собственно, видами власти в этом поле.

Каждая политическая позиция описывается специфическими сочетаниями этих характеристик, определена отношениями с другими позициями. Все в поле политики – позиции, агенты, институты, программные заявления, комментарии, манифестации и т. д. – может быть понято исключительно через соотнесение, сравнение и противопоставление, через анализ борьбы за переопределение правил внутреннего деления поля.

Завершая изложения темы можно констатировать, что развитие политическая социологии прошло несколько периодов, в каждом из которых доминировали те или иные парадигмы. Общей тенденцией развития политической социологии как и общей социологии является переход от методологического монизма к умеренному плюрализму.

На современном этапе политическая социология представляет собой достаточно дифференцированную область знаний, включающую в себя различные парадигмы анализа и восприятия политической действительности, что позволяет говорить о мультипарадигмальном периоде ее развития.

Существование определенного множества научных парадигм отражает объективный процесс повышения уровня сложности происходящих политических процессов и явлений, научное объяснение которых сегодня, по всей видимости, очень сложно дать, исходя из какой-либо одной теории. Поэтому знание различных теорий и методов исследования политики является необходимым условием получения профессионального образования, своеобразным тестом на принадлежность к профессиональному сообществу.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)