Тарифные преференции в механизме таможенного регулирования

Система национальных преференций в отношении третьих стран сформировалась в период существования СССР, когда страна присоединилась к созданной и развиваемой международной системе преференций. Россия стала преемницей обязательств СССР в этой системе. В течение ряда последних лет преференциальная система РФ расширилась и усложнилась.

Интересно
В РФ появилась законодательная база, её регулирующая. Регулирование НРП в России осуществляется на основании и в соответствии с законом «О тарифе», который говорит, что Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств, входящих в ЕАЭС, а также международными договорами Российской Федерации.

С 1-го января 2010г. в РФ применялась Единая система тарифных преференций Таможенного союза, а с 1-го января 2015г. вошла в действие Единая система тарифных преференций ЕАЭС.

Под тарифной преференцией в РФ понимается:

  • освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран совместно с РФ:
  • образующих зону свободной торговли (ЗСТ);
  • подписавших соглашение с целью создания ЗСТ.
  • снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, пользующихся единой системой таможенных преференций таможенного союза ЕАЭС.

Страны, в отношениях с которыми РФ (с учетом членства в ЕАЭС) применяет торговые режимы с обязательным предоставлением системы преференций:

1. Развивающиеся и наименее развитые страны. Перечни таких стран-бенефициаров (103 развивающихся страны; 50 наименее развитых, соответствует списку ООН беднейших государств мира), определены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27.11.2009г. №130.

Страна может быть исключена из списка развивающихся стран по ряду условий:

  • достижение страной уровня дохода со статусом «высокий» по определению Всемирного банка;
  • объем ввоза из этой страны 5-ти самых больших по стоимостному объему групп Единой ТН ВЭД за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран-бенефициаров;
  • недружественные действия этой страны, такие как неоднократное нарушение экономических интересов либо иным образом необоснованная дискриминация физических и юридических лиц из государств ЕАЭС;
  • серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;
  • несоблюдение договоров по противостоянию отмыванию денег. При ввозе на единую таможенную территорию ЕАЭС товаров, происходящих с территории развивающихся стран, определенных перечнем, предоставляются тарифные преференции в виде снижения ставки таможенной пошлины в размере 75% от действующей ставки таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ЕАЭС.

При ввозе на единую таможенную территорию ЕАЭС товаров, происходящих с территории наименее развитых стран, определенных перечнем, предоставляются тарифные преференции в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. В отношении таких товаров применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Евразийской экономической комиссией. Пока такие правила ЕЭК не приняты и до принятия таких правил действуют правила, утвержденные Соглашением РБ, РК и РФ о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008г.

Перечень товаров, происходящих с территории развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых на единую таможенную территорию ЕАЭС и в отношении которых РФ (с учетом членства в ЕАЭС) применяет преференции, определен Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017г. № 8.

2. Страны, в отношении которых РФ или ЕАЭС применяют режим свободной торговли на основе заключенных международных договоров с этими странами. Договоры о сводной торговле, заключенные участниками ЕАЭС до момента учреждения этого союза, продолжают действовать. Далее с момента создания ЕАЭС режим свободной торговли товарами с третьей страной возможен только на основании подписания международного договора ЕАЭС с этой третьей страной.

В настоящее время под категорию стран, в отношении которых применяется режим свободной торговли, попадают 11 государств СНГ (с 1994г.), Республика Грузия (с 1994г.), Республика Абхазия (с 2014г.), Республика Южная Осетия (с 2014г.), Республики Сербия (с 2000г.), Социалистической Республикой Вьетнам (с 2016г.), с Республикой Сингапур (с 2019г.) и Исламской Республикой Иран (в 2018г. подписано временное соглашение, ведущее к образованию ЗСТ).

Тарифные преференции предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Воспользоваться преференциями можно при соблюдении ряда условий:

  • страна, является пользователем системы преференций;
  • товар входит в перечень преференциальных товаров (для товаров, происходящих из стран-бенефициаров);
  • товар непосредственно закуплен в стране-бенефициаре. Товар рассматривается, как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в стране-бенефициаре, к которой применяется преференциальный режим и из которой ввозимый товар происходит, то есть отправителем товара является участник ВЭД, созданный и зарегистрированный в стране отгрузки;
  • прямая поставка этого товара на единую таможенную территорию ЕАЭС с территории страны-бенефициара. Прямой поставкой считается та, при которой товар транспортируется из страныбенефициара на единую таможенную территорию ЕАЭС без провоза через территорию другого государства, за исключением случаев, когда транзит необходим вследствие географических, транспортных, технических, экономических причин, при условии, что товары в этой стране (странах) транзита находились под таможенным контролем, в том числе при их временном складировании на территории этих стран. Так же прямой поставкой может считаться поставка товара, закупленного на выставках, проводимых на территории третьих стран, при условии, что такой товар находился под таможенных контролем и использовался только в демонстрационных целях;
  • на товар предоставлен подлинный сертификат о его происхождении по форме «А» и стран развивающихся и наименее развитых, по форме «СТ-1» из государств-участников СНГ, по форме «СТ-2» из Сербии, по форме «ЕАV» из Вьетнама;
  • к товару не применяются особые меры: антидемпинговые, компенсационные или специальные защитные (не начисляются антидемпинговые, компенсационные или специальные защитные пошлины);
  • страной-бенефициаром соблюдены требования к административному сотрудничеству.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)