Тенденции социально-экономического развития постиндустриальных государств на рубеже XX—XXI веков

Последнее десятилетие в развитии экономики развитых стран характеризовалось стабилизацией социально-экономических процессов, прежде всего темпов экономического роста. После экономического спада начала 90-х годов в промышленно развитых странах, начиная с 1994 г., а в США — с 1992 г., продолжается беспрерывный экономический рост. Исключение составляет Япония, где в 1998 г. наблюдался новый спад после непродолжительного подъема 1995—1996 гг.

Аналогичная динамика прослеживается в развитии промышленного производства. В 1998 г. беспрецедентный длительный период экономического подъема в США продолжился на основе растущего внутреннего спроса на потребительские товары и инвестиционного спроса.

Подобная тенденция в 1998 г. отмечалась и в западноевропейских странах. Однако в конце 1998—1999гг. под влиянием ухудшения перспектив сбыта товаров за рубежом в ведущих странах Европы наметилось замедление экономического роста.

Японская экономика находится под влиянием финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Японское правительство приняло программу стабилизации банковской системы, рассчитанную на вложение в нее около 500 млрд долл., а также разработало систему мер по расширению налоговых льгот и увеличению объема общественных работ, выделив на эти цели на 1999-2000 финансовый год 170 млрд. долл. Эти меры позволят сократить снижение ВВП с 2,6 % в 1998 г. до 0,5 % в 1999 г. Для сравнения в Южной Корее инвестиции в 1996 г. составили 36,6 % ВВП, а в Китае — 42 %.

Таким образом, в развитых странах налицо отсутствие прямой связи между нормой личных сбережений и инвестиционной активностью, т.е. значительная доля инвестиций осуществляется за счет заемных средств и прибылей компаний.

Вместе с тем, растут затраты на повышение творческого потенциала личности, на поддержание ее способности эффективно участвовать в общественном производстве, т.е. затраты на образование, повышение квалификации, здравоохранение, поддержание социальной стабильности в обществе и т.п. Они инвестиционны по своей природе и получили название инвестиций в человеческий капитал. Эти затраты стимулируют личное потребление, прежде всего в сфере услуг. Таким образом, максимизация личного потребления позволяет стимулировать экономический рост.

Возникает механизм самоподдерживающегося развития, когда развитие личности инициирует хозяйственный рост, который происходит, прежде всего, за счет бурного развития сферы услуг, объединяющей множество видов хозяйственной деятельности, призванных удовлетворять личные потребности населения и нужды производства.

Услуги предприятий транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, финансово-кредитных учреждений, страхового бизнеса, бытовые, деловые и социально-культурные услуги в развитых странах к середине 90-х годов составили 62—74 % в объеме ВВП и 63—75 % — в общей численности занятых. Более 50 % общего объема инвестиций направлялось на развитие этой сферы.

Роль сферы услуг в современной экономике не исчерпывается вкладом ее в создание ВВП и новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируются такие непременные факторы экономического роста, как научные знания, информационные технологии, нематериальные факторы накопления. Кроме того, происходит совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его социально-культурных и духовных запросов (человеческий фактор экономического роста).

В группу быстрорастущих отраслей сферы услуг входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов: туризм, различные формы активного отдыха, кинопроизводство, видео- и аудиобизнес.

Сравнительно низкими темпами развиваются традиционные услуги — общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка, ибо купить новый и более годный товар зачастую дешевле, чем ремонтировать старый.

Преобладание в структуре услуг более сложных и наукоемких их видов способствовало развертыванию НТР в этой сфере, формированию собственной научно-технической базы.

Доля сферы услуг в общих расходах бизнеса на НИОКР достигла к 1993г. 1/3 по всем странам ОЭСР, тогда как в начале 80-х годов она не превышала 1,3 — 4,2 %. Информационные технологии и компьютерная техника обеспечивают потребителям услуг широкий доступ к огромному массиву информации, создают условия для контактов на расстоянии участников торговых и финансовых операций, производителей и потребителей услуг образования и медицины, способствуют удешевлению новых видов услуг и повышению их качества.

Достаточно сказать о стремительной компьютеризации домашних хозяйств на Западе. К концу 1997 г. количество компьютеров, приходящихся на 100 человек, превышало 20 единиц почти во всех развитых европейских странах и Японии, а в США оказалось больше 40.

Фантастичен прогресс компьютерных и телекоммуникационных сетей. Четверть века назад система спутниковой связи (ИНТЕЛСАТ) принимала 240 одновременных разговоров через Атлантику, а в настоящее время — 120 тыс., причем стоимость разговора упала в 10 раз. Продолжает расти практически бесконечный Интернет, темпы подключения к сети которого в развитых странах в 1996—1999 г возрастали на 60—100 % ежегодно.

Важным фактором экономической стабилизации в развитых странах в 90-е годы послужило резкое замедление инфляционных процессов.

В США сокращение безработицы является устойчивой тенденцией с 1992 г., в результате чего достигнут самый низкий ее показатель за последние годы — 4,5 %. Безработица в развитых странах во все возрастающей степени носит структурный характер, т.е. в ее составе преобладают работники, квалификация и профессиональный уровень которых не соответствуют предъявляемому рынком труда спросу.

Уровень циклической безработицы в последние годы значительно снизился, а в США, Великобритании, Ирландии, Нидерландах, Дании и Австрии в 1997—1998 гг. он стал практически равен нулю. В большинстве других промышленно развитых стран циклическая безработица, по расчетам экспертов ОЭСР составляет не более 20—30 % общего числа безработных.

Основным источником дополнительной занятости в развитых странах является сфера услуг, хотя в 1998 г. наблюдался рост численности работающих в материальном производстве на 0,2—1,1 % в США, Канаде, Франции и Германии.

Положительное влияние на рынок труда развитых стран оказали как макроэкономические меры стимулирования занятости (достижение сбалансированного и безынфляционного роста) так и структурные преобразования, такие, как стимулирование технического прогресса, предпринимательства, дерегулирование рынков, изменения в системе страхования безработицы, проводимые в странах ОЭСР с середины 90-х годов.

Способствовали сокращению безработицы увеличение гибкости рынка труда, в том числе применение нетрадиционных форм занятости, ужесточение условий выплаты пособий по безработице, децентрализация установления размеров заработной платы и т.п.

На ближайшую перспективу в проведении политики занятости в развитых странах на первый план выдвигаются две проблемы:

  • изменения в системе минимальной заработной платы, закон об общенациональном регулировании которой действует в 19 странах;
  • совершенствование программы подготовки и переподготовки рабочей силы.

В настоящее время в большинстве развитых стран наибольшей поддержкой пользуется идея об отмене минимальной заработной платы, поскольку ее регулирование способствует вытеснению с рынка труда рабочей силы низкой квалификации, прежде всего молодежи. Вместе с тем предлагается установить социальные пособия тем работающим, доходы которых ниже прожиточного минимума, а также ввести налоговые скидки для низкооплачиваемых категорий работников.

Для решения проблемы безработицы большое значение придается дальнейшему совершенствованию системы профессиональной подготовки рабочей силы как на общенационально уровне, так и на уровне отдельных компаний.

Стратегия политики занятости включает также финансирование мелкого и среднего бизнеса, венчурных технологий, развитие трудоемких отраслей в сфере услуг.

Высокая трудоемкость большинства услуг и сравнительно большие размеры стартового капитала для организации собственного дела благоприятствуют развитию малого бизнеса в этой сфере. Мелкое предпринимательство более оперативно реагирует на изменение потребительского спроса. В ряде услуг предприниматель может обходиться собственными силами и трудом членов своей семьи, не прибегая к наемной рабочей силе. Поэтому в последние 20 лет малый бизнес активно развивается в сфере услуг, особенно в информационном секторе.

Вместе с тем для развитых стран характерно быстрое формирование крупных корпораций в ряде услуг.

Например, американская компания «Майкрософт» (производитель компьютерной техники и программного обеспечения) занимает третье место в списке крупнейших компаний мира; промышленный лидер «Дженерал электрик» работает в сфере телевидения, финансовых и компьютерных сетевых услуг: крупные коммерческие банки, торговые фирмы, страховые компании занимают ведущее место в оказании соответствующих услуг.

Крупные фирмы и малые предприятия зачастую вступают в отношения партнерства, особенно в торговле, общественном питании, гостиничном деле. Так, в США успешно используется система контрактных отношений «фрэнчайз»: крупная фирма передает мелкому предпринимателю право на реализацию товара или услуги под ее фирменным знаком, оказывая ему поддержку путем консультирования по ведению дела, предоставляя техническую помощь, услуги рекламы и маркетинга. Эта система получила распространение в других странах. Вместе с тем поддержка государством малого бизнеса является важнейшим фактором его устойчивости и в развитых странах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)