Значение педагогических взглядов Ш. А. Амонашвили
По мнению Ш. А. Амонашвили, «воспитание — эт воспитание духовной оси, которая есть образ Божий».
Наш шалун перестраивает мир, ставит завышенные планки, к которым стремится. Он — «эволюционная сила планеты». Поэтому мы не должны вмешиваться в его шалости: «Если мы поддадимся шалуну, то он станет точилкой нашего искусства воспитания».
Но чтобы поставить заключительный аккорд в воспитании, перед ребенком нужно… исповедоваться. Этому «таинству» посвящена прелюдия в «Балладе о воспитании» (произведение делится на части с музыкальными названиями), которая так и называется «Об Исповеди». Что же такое «гуманная» исповедь? Зачем нам нужно исповедоваться перед своим чадом?
Ш. А. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя.
Он должен:
- уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем;
- быть деятельным оптимистом, верить в результат;
- обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. «Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание».
При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Ш. А. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.
Поэтому школы Ш. А. Амонашвили всегда ставят перед собой такие задачи:
- дать толчок культурному саморазвитию ребенка;
- сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья);
- энергию детей умело перенаправить на занятия;
- подстегивать познавательный инстинкт детей.
Система воспитания и обучения по Ш. А. Амонашвили — это «педагогика целостной жизни детей и взрослых», где родители тоже выступают в качестве педагогов. Они должны понимать и принимать основные принципы гуманной педагогики, воспринимать ребенка как великий дар, как ими самими приглашенного гостя. Любовь родителей к ребенку не может стать причиной вседозволенности и бесконтрольности. Она должна стать основой воспитания, «питанием оси», оси духовной. Поэтому родительское воспитание выливается в процесс духовного становления личности ребенка.
При этом Ш. А. Амонашвили выделяет несколько видов воспитания:
- стихийное — «что будет, то будет»;
- традиционное — основано на традициях семьи;
- идейное — на основе некоей идеи;
- системное — синтез методов и систем, которые дают гармоничное развитие.
Гуманная педагогика основывается только на системном воспитании, которое содержит в себе:
- взгляд на ребенка (кто он? зачем пришел в эту семью? к чему стремится? какова моя ответственность? что я могу вложить в него?);
- цель воспитания;
- подход к ребенку (правила, которые никогда нельзя нарушать, даже если очень хочется);
- личность воспитателя (достойный ли я воспитател своего ребенка?);
- образ нашей жизни (может ли дать ваша семья ребенку доброту, любовь, уважение?).
Только учитывая все эти элементы, родители в содружестве с учителем смогут дать детям гармоничное воспитание. Оно позволит ребенку более полно познать себя и мир. Но надо помнить, что воспитание должно всегда идти впереди получения знаний.
Ученики школ Ш. А. Амонашвили учатся радостно, без всякого диктаторства взрослых, без соперничества. Они имеют чувство собственного достоинства, по-взрослому размышляют над проблемами, умеют оценивать свой труд и происходящие события. В школах Ш. А. Амонашвили детям всячески помогают преодолевать трудности в овладении знаниями.
Гуманный педагог ведет воспитанника к духовному совершенствованию. Над этим работали известные педагоги Я. Корчак, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, а Ш. А. Амонашвили лишь продолжатель вековой мудрости. Ш. А. Амонашвили основывал свою систему и на знаниях из Библии, на вере. В основу его методик первостепенно заложена любовь и уважение к детям.
- Группы моделей инновационного обучения
- Сущность инновационного обучения
- Роль инновационного образования в развитии общества
- Модель Индивидуальный учебный план
- Общая характеристика группы образовательных моделей смешанного обучения Личный выбор
- Модель Автономные группы и Перевернутый класс
- Общая характеристика ротационных образовательных моделей смешанного обучения
- Модель организации групповой работы в начальной школе
- Принципы и структура обучения в сотрудничестве
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу